Дисциплина №2. «Психология владения оружием».
(Материалы лекции).
Важным моментом владения оружием является психологическая подготовка стрелка.
В процессе учебно-тренировочных занятий зачастую приходится наблюдать, насколько уверенно в классе стрелки обращаются с учебным оружием. На огневом рубеже - совсем другая ситуация. Некоторые стрелки, судорожно сжимая в руке пистолет, заряженный боевыми патронами, выглядят растерянными и скованными. Они тут же забывают не только то, чему научил их инструктор, но и даже свой домашний адрес и телефон. Вы спросите, нормальное ли это явление? Да, нормальное, поскольку это естественная реакция человека на действия, связанные не только с непривычными ощущениями (такими, как звук выстрела и отдача оружия), но и с некоторой долей риска и опасностью. Кроме того, стрельба из пистолета для большинства из нас - далеко не частое и обыденное явление, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни. Стрельба из пистолета ассоциируется у обучаемых с чувством боязни, тревоги и страха, которые порой доминируют в работе центральной нервной системы. Эти чувства затормаживают всю ее функциональную деятельность и вызывают состояние излишней напряженности психики и всех систем организма стрелка.
Характерными признаками такого состояния являются:
- повышение частоты пульса, потливость ладоней и учащенное дыхание;
- раскоординация движений и, как следствие, потеря устойчивости и равновесия при изготовке;
- увеличение тремора рук и колебаний оружия;
- ухудшение зрительного восприятия ("дымка"), а также замедление или ускорение двигательной реакции или реакции на движущийся объект.
Все эти физические и психологические изменения в совокупности и создают отрицательное воздействие, которое крайне негативно влияет на технику стрельбы. Оно затормаживает проявление у обучаемого еще не окончательно сформировавшихся двигательных навыков и приводит к следующим изменениям в технике стрельбы:
- значительно увеличивается время прицеливания;
- изменяется характер воздействия на спусковой крючок (задержка выстрела или рывок);
- нарушаются временные характеристики стрельбы (темп стрельбы и ее ритм);
- при стрельбе по появляющимся целям изменяется (замедляется или ускоряется) скорость подъема оружия, снижается точность подъема руки с оружием и переноса ее на следующую цель.
Взаимосвязь между изменениями в технике стрельбы и психологическим состоянием стрелка зависит от индивидуальных особенностей организма обучаемого, от уровня его подготовленности, а также от других условий, в которых находится стрелок.
Опытные стрелки могут управлять своим психологическим и психофизическим состоянием и показывать стабильные и высокие результаты стрельбы. Эта способность вырабатывается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых одновременно совершенствуется и техника стрельбы.
Таким образом, психологические особенности обучения стрельбе заключаются в следующем:
- формировании и совершенствовании у стрелков побудительной волевой функции - выбора цели и ее поражения за короткий промежуток времени;
- выработке у стрелка способности преодолевать волнение как на огневом рубеже в тире, так и при применении оружия в реальных условиях;
- воспитании адаптации к звуку выстрела;
- тренировки с целью исключения проявления негативных индивидуальных реакций (туннельное видение, отказ моторных реакций, частичная глухота ит.д.).
Психологическая подготовка стрелка - это процесс, направленный на создание его оптимального психологического состояния и формирование постоянной внутренней готовности, которая способствует реализации наиболее совершенной техники стрельбы в условиях стрессовых ситуаций.
В процессе психологической подготовки стрелка у последнего должны закрепиться следующие качества:
- умение воздействовать на себя, брать себя в руки и отключаться от различных посторонних факторов, мешающих производству меткого выстрела;
- способность концентрировать свое внимание, сосредоточиваясь на главном в стрельбе - устойчивом поражении цели;
- уверенность в своих силах, смелость и решительность, находчивость и инициативу;
- устойчивость центральной нервной системы к воздействию неблагоприятных факторов;
- способность использования аутогенной и идеомоторной тренировки.
Необходимо особо выделить такое важное не только для стрелка качество, как настойчивость, которая играет решающую роль в достижении желаемого результата. Настойчивость основана на самовоспитании, позволяющем управлять своим поведением и психическим состоянием, познать самого себя, определив сильные и слабые стороны своего характера. Наличие такого важного качества позволяет стрелку объективно оценить свои достижения, выявить недостатки при стрельбе, а следовательно, быстрее устранить их в процессе учебно-тренировочных занятий. Необходимо помнить, что если у обучаемого нет четко выраженного желания заниматься стрелковой подготовкой, то никакие специалисты в этой области будут не в состоянии научить его меткой стрельбе. Основным препятствием будет являться то обстоятельство, что обучаемый психологически не готов к процессу обучения.
Важными составными частями психологической подготовки стрелка являются идеомоторная и аутогенная тренировки. Идеомоторная тренировка представляет собой мысленное воспроизведение ранее изученных приемов и действий. Она направлена на закрепление двигательных навыков и поддержание у стрелка состояния постоянной готовности к выполнению упражнения. Применение в ходе обучения идеомоторной тренировки позволяет стрелкам выработать способность четкого представления в своем сознании отдельных элементов техники стрельбы, тонко анализировать возникающие при этом мышечно-двигательные, зрительные и другие ощущения, выработать внимание и быстроту реакции.
Идеомоторная настройка способствует приведению в готовность всего психофизического аппарата стрелка (специальных ощущений, восприятии и необходимого мышечного тонуса) и создает оптимальное состояние нервных структур, ответственных за реализацию целенаправленных двигательных навыков. Другая особенность идеомоторной тренировки заключается в том, что она конкретизирует внимание стрелка на правильности выполнения приемов стрельбы и в какой-то степени отвлекает от результативного момента стрельбы.
Хотя идеомоторная тренировка и не заменяет реального выполнения движений при стрельбе, ее применение в процессе обучения дает определенные преимущества. Дело в том, что мысленное выполнение приемов стрельбы подразумевает представление об их идеальном выполнении, если, конечно, эти приемы усвоены правильно и свободны от технических недостатков, еще не преодоленных стрелком. Такое идеальное освоение ритмоструктуры выполнения упражнения помогает стрелку наглядно увидеть свои ошибки. В процессе идеомоторной тренировки инструктор, проверяя у стрелка чувство временного интервала, отводимого на выполнение упражнения в скоростной стрельбе, может реально оценить уровень его психологического состояния. Если стрелок слишком ускоряет свои мысленные операции, то можно с уверенностью сказать, что он находится в излишне возбужденном состоянии. Напротив, излишнее затягивание мысленной стрельбы - верный признак вялости обучаемого. Совершенно очевидно, что эти негативные состояния должны быть соответствующим образом скорректированы.
Сам процесс идеомоторной тренировки заключается в том, что стрелок, оставаясь в пассивно-расслабленной позе, сосредоточивает свое внимание только на моментах, непосредственно связанных с выполнением выстрела. Причем последовательность выполнения выстрела в его действиях полностью сохраняется. Можно порекомендовать следующий порядок действий при производстве прицельного выстрела, который стрелок должен мысленно повторять в процессе идеомоторной тренировки:
1. Встать лицом к мишени и принять правильную изготовку для стрельбы. Извлечь пистолет из кобуры и проверить правильность хвата его рукоятки.
2. По команде "Заряжай!" зарядить пистолет. Доложить о готовности к стрельбе. При этом пистолет удерживается в руке под углом примерно 60? к горизонту.
3. По команде "Огонь!" разогнуть правую руку, положить первую фалангу указательного пальца на спусковой крючок, сохраняя некоторый зазор между пальцем и рукояткой оружия. Проконтролировать тонус мышц, удерживающих пистолет.
4. Наведя пистолет в цель, совместить ровную мушку с районом прицеливания и, не дожидаясь их устойчивого положения, начать задержку дыхания и обработку спуска.
5. Добиваясь постоянной согласованности обработки спуска курка с прицеливанием, все внимание сосредоточивать на удержании ровной мушки. Контролируя этот параметр, плавно нажимать на спусковой крючок до тех пор, пока не произойдет выстрел.
6. После выстрела опять навести оружие в район прицеливания, и удерживая ровную мушку 2-3 сек, провести анализ результата выстрела.
7. Во время паузы проверить хват рукоятки пистолета и при необходимости скорректировать его.
8. Продолжить выполнение упражнения, последовательно выполняя пункты 4-7.
Стрелок, владеющий приемами идеомоторики и ежедневно посвящающий ей несколько минут, имеет возможность в любой обстановке поддерживать на должном уровне и постоянно совершенствовать свою технику стрельбы.
Приемы идеомоторной тренировки можно с успехом использовать как отличное психопрофилактическое средство. Доподлинно известно, насколько трудно бывает стрелкам собраться и отвлечься от тревожных мыслей накануне выполнения ответственного стрелкового упражнения. Опыт свидетельствует о том, что в таких случаях попытка заставить себя думать не о предстоящем выполнении упражнения, а о чем-либо приятном приводит к большей потере волевой энергии, чем умышленное сосредоточение на моментах правильного ведения стрельбы. Это не только отвлекает от тревожных мыслей о возможности предстоящей неудачи, но и является хорошим тактическим настроем. Кроме того, идеомоторная тренировка является хорошей базой для быстрого освоения еще более сильного психопрофилактического средства - аутогенной тренировки.
Аутогенная тренировка - многократное повторение специальных словесных упражнений, направленных на овладение методикой самовнушения с целью предотвращения излишнего нервно-психологического напряжения и поддержания отличной спортивной формы.
Основной принцип аутогенной тренировки - научить человека фиксировать свое внимание на конкретных субъективных (главным образом физических) ощущениях в точном соответствии с собственными мысленными словесными формулами. Когда на фоне аутогенного расслабления применяется идеомоторная надстройка, ее действенность особенно увеличивается. В коре головного мозга усиливаются процессы затормаживания и ее клетки становятся особенно чувствительными к воздействию внешних и внутренних стимулов. Поэтому предварительное осмысливание процесса выполнения выстрела позволяет стрелку подготовить свою нервную систему к предстоящему выполнению упражнения наилучшим образом.
Стрелок также должен быть психологически постоянно готов к уверенным действиям в случае возникновения критической ситуации, предусматривающей применение служебного оружия. Находясь в экстремальной ситуации, стрелок в первую очередь должен научиться оперативно оценивать обстановку и принимать наиболее правильное решение. Кроме того, ему необходимо постоянно контролировать обстановку, предвидя ее возможные изменения, а также управлять своим поведением.
Правильная оценка обстановки при ведении перестрелки и принятие того или иного решения - это не просто мышление, а сложная психологическая деятельность, во многом зависящая от личности стрелка, его характера, обученности владению оружием и т.д.
В экстремальной обстановке на стрелка, как правило, воздействуют несколько факторов одновременно. Их необходимо рассматривать как единое воздействие, поскольку они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Перестрелка, как правило, активизирует инстинкт самосохранения и защитную реакцию и приводит стрелка в состояние осмысленных разумных действий. Если же он физически и психологически не готов к этому, то могут иметь место индивидуальные негативные реакции. Прежде всего эти негативные реакции проявляются на фоне испуга, который затормаживает ответные реакции стрелка и предрасполагает его к действиям, нецелесообразным в критической ситуации. В зависимости от дальнейшего развития опасной ситуации испуг может перерасти в страх или панику с соответствующими печальными последствиями.
Поведение стрелка в опасной ситуации определяется не только проявлением негативных реакций на фоне испуга или страха. В отличие от новичков, чувство опасности у наиболее подготовленных стрелков вызывает боевое возбуждение, связанное с активной сознательной деятельностью. Боевое возбуждение порождает бесстрашие, которое в дальнейшем превращается в психологическое свойство личности.
Поэтому в процессе подготовки стрелков необходимо создавать такие ситуации, которые способствовали бы формированию у обучаемых смелости, решительности и уверенности в своих силах. Следовательно, высокий уровень психологической подготовки стрелка обеспечивает ему более адекватное поведение при ведении перестрелки и создает предпосылки для успешного поражения противника. А каковы же психологические процессы, определяющие поведение стрелка в опасной ситуации?
Психологические процессы, характеризующие действия стрелка при ведении перестрелки, представляют собой комплексную деятельность персептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, усилий и навыков. Поэтому последовательность действий стрелка в экстремальной ситуации выглядит следующим образом:
1) Восприятие ситуации;
2) Умственное решение проблемных задач;
3) Психомоторная реализация принятых решений.
Как правило, характерными особенностями экстремальных ситуаций являются чувство опасности, дефицит времени и недостаток информации, агрессивность противника и маскировка им своих действий. Все это затрудняет объективную оценку ситуации, а также принятие правильного решения в каждом конкретном случае и реализацию своих действий.
При восприятии экстремальной ситуации большое значение имеет интенсивность переключения внимания и его устойчивость, точность пространственного восприятия, оценка времени и т.д.
Принятие решения осуществляется на основе не только мыслительных операций, но и на основе анализа действий противника и прогнозировании его дальнейших действий. В этом случае действия стрелка определяются процессами предвидения. Эффект предвидения основывается на мышлении стрелка, его специальных знаниях и поступающей извне информации (жестов противника, его передвижений и т.п.).
Принятие правильного решения и его последующая реализация, как правило, определяется совокупностью навыков действия стрелка в опасной ситуации. Поскольку принятие решения и его реализация происходят при крайнем дефиците времени, мыслительные процессы стрелка при этом происходят сжато. Особенно затруднены они тогда, когда стрелок вынужден действовать в непривычной для него ситуации.
Психомоторная реализация осуществляется в виде различных передвижений, боевых действий и приемов. При этом большое значение имеют сенсомоторная координация, быстрота и точность действий. В опасной обстановке перед стрелком могут возникать различные проблемные ситуации: продолжать ведение огня или перейти в укрытие и т.д. Исходя из этого, стрелок должен предварительно планировать свои действия, заранее определяя их содержание, т.е. действовать преднамеренно.
В экстремальных ситуациях происходит постоянное изменение пространственных и временных взаимодействий стрелка и его противника. Поэтому при прочих равных условиях подготовительные действия, действия защиты и нападения могут быть успешными только во время наименьшей готовности противника к ответному реагированию. Высокая эмоционально-психологическая напряженность опасной ситуации, обостренная постоянно присутствующими факторами риска и угрозы поражения со стороны противника, может способствовать образованию комплекса психологических механизмов торможения.
Следовательно, наряду с аспектами физической подготовки и умением применять личное оружие в критических ситуациях при подготовке стрелка должным образом должна быть осуществлена и его психологическая подготовка.